Религиозные течения

КОНФУЦИАНСТВО

16.09.2013 Религия Политеистическая, национальная Одна из традиционных религий Китая Название Свое ...

Статьи

Св. Апостол Матфей Регина Крауклис

04.10.2013 Св. Апостол Матфей Регина Крауклис   Нам нередко задают вопрос: "Почему именно Св. ...

Деятельность

О компании

О компании

Около десяти лет мы занимаем лидирующее место в сфере предоставления юридических и информационных услуг. Мы с гордостью ...

О том, что опаснее сект о. Людвик Вишневский OP

21.10.2013

Существуют в Петербурге вещи, которые меня беспокоят и огорчают, однако есть и такие, которые доставляют большую радость. К числу сих последних относится и 'MILITIA DEI'. С вашей Общиной я связываю много надежд.

Надеюсь, что вы не только сможете организовать "Центр информации о сектах", и довести эту информацию до широкого круга людей, но со временем также образуете "Центр христианского воспитания". С этой идеей связана моя нереализованная мечта о "Домах надежды". Надеюсь также, что ваша смелость в принятии на себя ответственности за Евангелие, за другого человека станет примером и стимулом для других верующих поступать также. Человек, который сердцем принял Христа, не может быть равнодушен к тому, что происходит с его братьями и должен взять на себя труд служения им. В Санкт-Петербурге наступает время активизации людей ответственных и смелых...

Однако, приступим к теме. Секты являют собой несомненную опасность. Осмелюсь однако утверждать, что это не самая большая угроза цивилизации, человечеству и религии. Осознание этого представляется мне весьма важным.

Наш век породил три мощные "псевдо-религии" (это название дискуссионно, их также определяют как "анти-религии", впрочем и это название также имеет массу недостатков). Три "псевдо-религии" это: фашизм, являющийся радикализированной формой национализма, коммунизм — радикализированная форма социализма и секуляризм или светский гуманизм — радикализированная форма либерализма.

Основная драма ХХ века — это разрушение культуры и религии да и самого человека посредством этих псевдо-религиозных формаций. Их деструктивное влияние распространяется на католичество, православие, протестантизм, а также конфуцианство, даосизм, буддизм и другие великие религии, даже ислам, хотя и в меньшей степени. На фоне этой угрозы яснее чем когда-либо видно, что все религии, даже те, в которых мы не находим почитания личного Бога, являются нашими действительными союзниками. Пожалуй, наиболее ясно это осознает Папа Иоанн Павел II, положивший начало неслыханному ранее делу, а именно, совместной молитве всех религий в Ассизи. Считаю это одним из важнейших достижений нынешнего Папы.

Все это, впрочем, не подрывает глубокого убеждения христиан в том, что Бог окончательно открыл свою волю именно через Христа, но, несомненно, означает убеждение Церкви, что Бог всегда и везде великодушно обращался к людям.

Почему я пишу обо всем этом? Потому, что христианин, осознающий опасность сект, сам должен иметь достаточную широту взглядов, и внимательно следить, чтобы сектантское мышление не проникло внутрь его самого. Такой христианин, встречаясь с различными религиозными группами, подходит к ним более с доверием нежели с подозрительностью. Если люди из таких групп открыты для диалога, то ученик Христа должен говорить с ними, не скрывая своей веры и своих убеждений. Христианин должен относиться с уважением и к молитве этих людей, даже если сам не может принять в ней участие. Не следует также бросать обвинений в адрес религиозных течений или групп, не имея уверенности в том, что они абсолютно обоснованы. Христианская борьба за человека должна быть борьбой в истине и справедливости. Вот пример. Зачастую многие секты обвиняются в том, что за ними стоят большие деньги. Скорее всего, в большинстве случаев это действительно так, однако следует быть осторожным с этим аргументом, поскольку можно серьезно ошибиться. Так или иначе, рядовые члены подобных движений не имеют ничего общего с большими деньгами, и пришли в эти группы не из-за денег. Вопрос этот достаточно сложен. Необходимо разоблачать деятельность сект, особенно так называемых "тоталитарных сект", однако делать это следует правильно.

А теперь несколько моментов, касающихся тех трех мощных псевдорелигий, о которых шла речь в начале. В многих сектах прослеживаются элементы их идеологии, однако свою силу они проявляют независимо от сект.

Во первых, национализм со своим апогеем — фашизмом. Казалось бы, после падения Гитлера и Нюренбергского процесса эта могущественная формация осталась далеко позади. И да и нет. Да — поскольку фашизм был человечеством осужден, нет — поскольку национализм дремлет в каждом народе, ожидая момента чтобы явить свою деструктивную силу. Необходимо сознательно совершенствовать орудия защиты от национализма. Я вижу здесь две основных задачи. Первая задача — упрочить уважение к своей национальной культуре. Признаться, я очень огорчался, когда встречал в России людей, неуважительно относящихся к своей национальной культуре. Мне говорили, что в истории России нет ничего, кроме насилия и рабства. Это глубокое заблуждение. Российская культура — это великая культура, так что есть на чем строить и к чему обращаться. Нужно постараться проникнуться ею. В то же время другая задача — осознание ограниченности, недостатков и ошибок, существовавших и существующих в моем народе. В России меня часто поражало полное незнание людьми отечественной истории. Это стало особенно заметно, когда на горизонте возникла проблема Эстонии, а позднее Чечни. Порой интеллигентные люди высказывали такие взгляды, что казалось, они только что прилетели с другой планеты. Поэтому для всех остается актуальной задачей изучение истории — без самобичевания, однако и без обеления темных пятен.

Другой псевдо-религией ХХ века оказался коммунизм. Нашествие коммунизма на мир, особенно на Россию является одним из важнейших событий для истории христианства, а может быть и всего мира. Увы, до сегодняшнего дня не удалось предъявить счет этой формации, и до сих пор мы реально не отдаем себе отчета в том, какие страшные пепелища она оставила после себя. Надеюсь, эта система уже никогда не вернется на арену человеческой истории. Сегодня ведутся дискуссии, в том числе в моей стране, какие следы коммунизм оставил в людях. Говорят разное. На мой взгляд, последствием коммунизма стало тотальное неверие в возможность нормальной и честной жизни, а также тотальная подозрительность в отношении к другим людям. Неоднократно приходилось слышать в Петербурге, что люди, занимающие общественное положение пекутся только об одном — о себе. Почти никто, например, не верит, что Губернатор города может трактовать свою работу как службу другим людям. Именно в Санкт-Петербурге мне приходилось встречаться с убеждением, что все общественные дела финансируются всемогущей мафией. Никому нельзя верить — все под подозрением. Не вникаю, что из этого правда, а что нет, так или иначе, все это — последствия коммунизма. И в таких условиях необходимо строить Церковь! Поэтому задачей огромного значения является установление общественных связей. Необходима красивая литургия, богословские школы, однако прежде всего нам нужны "малые церкви" — группы людей, которые друг другу действительно доверяют.

И, наконец, третья грозная псевдо-религия нашего века — это светский гуманизм, секуляризм. Именно эта псевдо-религия сегодня наступает, и она до конца не описана и даже не распознана. Главным оружием этой формации оказываются достижения современной техники. Сама по себе техника не является чем-либо дурным и осуждать ее нельзя. Однако когда техника атакует традиционную культуру и религию — происходит нечто ненормальное. Мир как бы становится плоским, двухмерным и в нем уже нет места для Бога, которого пытаются заменить суррогатом в виде магии, астрологии или "комического бога". На всех парах наступает религиозный индифферентизм и моральный нигилизм. Зачем напрягать силы и придерживаться каких-то принципов, когда можно удобно и весело (но действительно ли весело?) пройти по жизни. Под все это сегодня подведена целая философия, называющаяся "философией свободы" (!).

Вопросы о смысле человеческой жизни и о Том, Кто придает жизни смысл — о Боге не возможно убить в человеке. И так как вопросы эти не удается убить, они возвращаются вновь с еще большей силой. Но все же, какое опустошение эта новая псевдо-религия еще способна принести? В скольких людях удастся ей погубить душу? Это трагичные вопросы. И каким будет человечество через 40 лет?

Поэтому-то Церковь нуждается сегодня в людях живой веры, не столько внешне религиозных, но с внутренней верой, от души, от сердца. В этом лекарство от всех духовных опасностей.

Я написал это все для того, чтобы призвать вас смотреть на мир и на религию очень широко. Чтобы вы любили все истинное в других религиях. И еще одно: хотел бы, чтобы вы присвоили себе старинный девиз, гласящий: "Все что ни есть в мире истинного, принадлежит нам, христианам". Такими мы должны быть людьми, смотрящими на других не с подозрительностью, но позитивно, чтобы замечать у других все истинное и доброе и прибавлять это к своему богатству.

 

Опрос

Вы читаете библию?